Т.О. ДВИГАТЕЛЕЙ


ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ   СИСТЕМЫ  ПИТАНИЯ

Для регулировки карбюратора на экономичную и устойчивую работу следует:
- запустить двигатель и дать ему проработать без нагрузки на регуляторе две-три минуты;
- завернуть винт холостого хода 3 (рисунок 11) до положения, при котором двигатель начинает работать неустойчиво;
- медленно отворачивая винт, добиться устойчивой бесперебойной работы двигателя;
- оставить винт в положении, при котором была достигнута устойчивая работа двигателя, и заметить положение прорези;
- в условиях эксплуатации, требующих кратковременной работы двигателя на минимальных оборотах холостого хода, отрегулировать упорным винтом прикрытие дроссельной заслонки, обеспечив устойчивую работу холодного двигателя на минимальных оборотах. Для повышения устойчивости работы пользоваться винтом качества смеси холостого хода
В дальнейшем следить, чтобы регулировка не «сбивалась» и в бензобаке было достаточное количество бензина, который должен быть предохранен от загрязнения.
При изменении климатических условий окружающей среды (температуры, давления и т. д.) допускается подрегулировка работы двигателя винтом холостого хода.
Если бензин переливается через поплавковую камеру карбюратора, следует снизу слегка постучать по камере. Если это не поможет, надо снять крышку поплавковой камеры и проверить состояние поплавка и запорной иглы. Запорная игла в процессе эксплуатации может подноситься, в результате чего повысится уровень топлива в поплавковой камере. Для восстановления прежнего уровня необходимо отогнуть рычажок 9 (рисунок 11) на величину примерно в 3 раза большую ширины износа на конусе запорной иглы.
Систематически промывать фильтр присоединительного штуцера бензопровода и карбюратора. При завертывании болта наконечника бензопровода убедиться в том, что с обеих сторон наконечника находятся прокладки.
В случае засорения карбюратора вывернуть две пробки, а затем жиклер холостого хода и главный жиклер-распылитель, прочистить их жесткой щетиной (ни в коем случае нельзя применять для этих целей металлическую проволоку). Для продувки каналов карбюратора дополнительно снять крышку поплавковой камеры.
Не допускать засорения воздухофильтра. Повышенное сопротивление воздухофильтра приведет к перерасходу топлива.
Промывку воздухофильтра производить в следующем порядке:
- отвернуть гайку воздухофильтра, и, повернув крышку до такого положения, когда шланг снимается с горловины, вынуть его из ванны;
- снять ванну со шпильки;
- слить масло и промыть в керосине ванну и пакет;
- установить корпус воздухофильтра на место, залить свежее масло и установить пакет, смочив предварительно его набивку маслом;
- установить  патрубок, затянуть  гайку.
При замене топливного насоса или перестановке с одного двигателя на другой, выход штанги 2 (рисунок 20) регулируйте прокладками 3 в зависимости от свободного хода рычага 1 согласно таблице:
 
Свободный ход рычага, мм
0,4 – 0,7
0,7 – 1,0
1,0 – 1,3
1,3 – 1,6
1,6 – 1,9
1,9 – 2,2
Выход штанги, мм
1,9 – 2,2
2,2 – 2,5
2,5 – 2,8
2,8 – 3,1
3,1 – 3,4
3,4 – 3,7



















                                     




Рис. 20    Установка  топливного  насоса
1 – рычаг; 2 – штанга; 3 – прокладка; 4 – теплоизолятор; а – выход штанги;   б – свободный ход рычага

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ    СИСТЕМЫ   ЗАЖИГАНИЯ 
При установке магнето 6 (рисунок 21) на двигателе необходимо:
- снять кожух маховика-вентилятора. Поставить поршень 2 первого цилиндра (ближнего к маховику-вентилятору) в положение верхней мертвой точки (оба клапана закрыты). Совместить метку на маховике 3, соответствующую углу опережения зажигания (33°), с меткой на задней стенке кожуха маховика 4;
- для двигателя УД-15 — снять крышку прерывателя магнето, поставить валик магнето в положение разрыва контактов (при этом риска на прерывателе совмещается со стрелкой, укрепленной на панели);
- для двигателя УД-25 — снять кожух распределителя 8, поставить валик магнето в положение разрыва контактов (при этом контактная пластина бегунка 7 распределителя должна находиться против контакта вывода высокого напряжения 9, с которого подается искра на свечу 1-ого  цилиндра двигателя);
- установить магнето на двигатель. Выступы на корпусе пускового ускорителя магнето должны войти в соответствующие пазы промежуточной муфты.

Рис. 21   Система  зажигания

1 – свеча зажигания А-11У (СИ-200); 2 – поршень; 3 – маховик-вентилятор; 4 – стенка кожуха маховика; 5 – гайка крепления магнето: 6 – магнето; 7 – бегунок; 8 – кожух с распределителем; 9 – электроды боковые; 10 – винт крепления малой шестерни

Для проверки правильности этого условия необходимо: отверткой повернуть винт 10 валика ротора магнето влево. Валик не должен проворачиваться. При повороте валика вправо пружина ускорителя должна возвращать валик в первоначальное положение.
Для проверки правильности установки угла опережения зажигания на двигателе необходимо:
- снять кожух маховика;
- провернуть коленчатый вал по ходу до щелчка ускорителя магнето, а затем повернуть против хода до замыкания контактов магнето;
- проворачивая коленчатый вал по ходу, определить момент размыкания контактов.
При правильно установленном зажигании метка “33”на маховике, соответствующая углу опережения зажигания, должна совпадать, с меткой “ВМТ”на задней стенке кожуха маховика. В случае несовпадения меток повернуть магнето в проушинах в нужном направлении, предварительно отпустив на два-три оборота три гайки 5 (рисунок 21).
Перед установкой магнето на двигатель проверить его состояние, чтобы обеспечить надежный запуск и работу двигателя, для чего:
а) осмотреть магнето, вытереть наружную поверхность от грязи и масла;
б) проверить состояние контактов прерывателя, контакты должны быть чистыми с зазором 0,25 ÷ 0,35 мм. В случае необходимости зачистить контакты и отрегулировать зазор;
в) проверить состояние собачки ускорителя магнето, которая под действием противовеса должна свободно проворачиваться на своей оси. Проверить затяжку гайки пускового ускорителя.
Провода высокого напряжения, соединяющие магнето со свечами, должны быть ровно обрезаны и вставлены до упора в гнезда распределителя. Выступление жилы провода из изоляции и разлохмачивание изоляции не допускаются.
Разборку и сборку магнето М-151 производить в следующем порядке:
1. Отвернуть торцевым ключом гайку крепления пускового ускорителя, снять пусковой ускоритель и шпонку с конуса ротора магнето.
2. Отвернуть три винта крепления крышки распределителя и снять ее.
3. Снять бегунок.
4. Отвернуть винт крепления шестерни на валике ротора и снять шестерню (кулачок со шпонкой не снимать).
5.Отвернуть винт крепления, соединяющий вывод первичной обмотки трансформатора с выводом конденсатора на пластине прерывателя.
6. Отвернуть три винта (в том числе один винт со стороны привода) и снять крышку магнето.
7. Вынуть из корпуса ротор магнето.
8. Отвернуть два винта, крепящие трансформатор, вынуть трансформатор из корпуса.
9.Отвернуть винт, крепящий пластину прерывателя, снять пластину прерывателя, предварительно отметив расположение ее относительно крышки магнето.
10. При замене контактов прерывателя произвести следующую разборку:
- разобрать магнето, как указано в п. п. 2, 3, 4, 5, 6, 9;
- отвернуть винт, крепящий пружину прерывателя;
- снять замковую и регулировочные шайбы с оси подушечки рычага, снять рычаг с подушечкой в сборе;
- отвернуть винт, крепящий контактную стойку, снять контактную стойку.
11. При замене конденсатора отвернуть винт на скобе крепления с внутренней стороны крышки магнето и вынуть конденсатор из гнезда.
12. При необходимости разборку пускового ускорителя производить в следующем порядке:
- снять отверткой замок с втулки;
- снять отверткой замок с оси собачкодержателя и затем снять собачки;
-вынести (приподнять) отверткой собачкодержатель из корпуса пускового ускорителя;
- вынуть из корпуса пускового ускорителя собачкодержатель.
13. Сборку магнето и пускового ускорителя производить в обратном порядке.

Примечания:
1. При сборке ротора с крышкой магнето необходимо:
- установить пластину прерывателя в крышке магнето по заранее нанесенным отметкам; при этом торец кулачка с нанесенной меткой должен находиться со стороны малой шестерни (п. 9);
- при соединении шестерен керн на малой шестерне совместить с риской на большой шестерне.
2. Для облегчения сборки крышки с корпусом рекомендуется провернуть ротор на один-два оборота.
3. Конус вала ротора смазать универсальной смазкой «ЦИАТИМ».
4. При сборке пускового ускорителя пружина последнего должна быть закручена на ½ оборота. 
5. После сборки магнето проверить искрообразование на стенде.
В случае отсутствия стенда рекомендуется следующий способ проверки: подключив высоковольтные провода к клеммам распределителя магнето и держа конец провода, идущий от цифры «1» на расстоянии 5 – 7 мм от корпуса магнето, поворачивать корпус пускового ускорителя против часовой стрелки (см. со стороны привода) до тех пор, пока пусковой ускоритель не сработает, магнето при этом должно находиться в рабочем положении. Правильно собранное и отрегулированное магнето при сборке собачки пускового ускорителя должно дать искру, обеспечивающую пробой выше указанного промежутка.
Запрещается без надобности вскрывать магнето и производить его внутренний осмотр. Вскрытие магнето допускается в ремонтной мастерской специалистом соответствующей квалификации.
Нагар с электродов свечи удаляется щеткой и промывкой их в бензине. После промывки свечу надо просушить.
Электроды свечи должны иметь зазор в пределах 0,6 – 0,7 мм.
Если зазор больше этого предела, то допускается его регулировка подгибкой бокового электрода.
Во избежание поломок, навинчивание угольника экранировки на свечи производить вручную, пользуясь ключом только для затяжки на последнем обороте и не прикладывая большого усилия. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ   СИСТЕМЫ   ОХЛАЖДЕНИЯ

Все соединения кожухов не должны допускать утечки воздуха, для чего необходимо периодически проверять затяжку винтов и гаек этих соединений.
При каждой разборке двигателя производить промывку охлаждающих ребер цилиндров и головок керосином или бензином для удаления грязи и пыли. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ   СИСТЕМЫ   СМАЗКИ

При нормальной работе системы смазки давление масла должно быть 0,15…0,5Мпа (1,5÷5кг/см2).
При выступании штифта указателя давления менее чем на 3 мм (т.е. падении давления ниже 1,0 кг/см2), немедленно остановить двигатель и найти причину падения давления в системе смазки.

Примечание. При прогреве холодного двигателя возможно повышение давления масла в системе до 0,1Мпа  (10 кг/см2).

Уровень масла в картере должен находиться между метками, имеющимися на масломере.
При работе двигателя в наклонных положениях (с креном или дифферентом до 20°С) уровень масла в картере не должен опускаться ниже средней метки на масломере. Заливку масла производить только через мелкую сетку. При полной замене масла в картере промыть картер горячим маслом.
Корпус центробежного маслофильтра очищать от грязи и промывать бензином.
При сборке маслофильтра обращать внимание на исправность уплотнительных прокладок и резиновых колец. Не следует прилагать больших усилий при затяжке гайки крепления крышки маслофильтра.
При снятии с коленчатого вала шатунов произвести очистку и промывку каналов и смазочного подшипника керосином или бензином.
При разборке маслонасоса промыть все каналы корпуса маслонасоса керосином или бензином и проверить его работу, для чего: опустить корпус маслонасоса входным отверстием в резервуар с маслом и вручную прокрутить шестерню маслонасоса до появления масла в выходном отверстии, затем плотно закрыть выходное отверстие и, продолжая прокручивать шестерню, проверить, нет ли вытекания масла под крышкой маслонасоса (при наличии течи подтянуть болт крепления крышки).
После замены масла в картере дать поработать двигателю на минимальных оборотах холостого хода до появления давления в системе смазки.
Если указатель давления или манометр не показывают давление в течение одной-двух минут работы, двигатель остановить и найти причину отсутствия давления в системе смазки. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ  СИСТЕМЫ  ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Зазор между клапаном и коромыслом в холодном состоянии должен быть в пределах 0,1÷0,2 мм. Для регулировки зазора:
- поставить поршень проверяемого цилиндра в положение верхней мертвой точки (раздел «Техническое обслуживание  системы зажигания»);
- отпустить контргайку 3 (рисунок 22) регулировочного винта 2 коромысла и, вставив пластинку щупа 0,15 мм между головкой коромысла 1 и торцом клапана 4, повернуть регулировочный винт так, чтобы пластинка щупа проходила в зазоре без закусывания, с небольшим усилием;
- затянуть контргайку регулировочного винта и проверить зазор.
Установка распределительного вала по отношению к коленчатому валу производится по меткам, т. е. метка на шестерне одного вала должна совпадать с меткой на шестерне другого.

ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ  РЕГУЛЯТОРА

В собранном регуляторе, а также в деталях передачи движения к дросселю все соединения должны быть легко подвижны во всех положениях без какого-либо заедания. Зазор между вилкой рычага регулятора и шариком рычажка карбюратора не должен быть более 0,15 мм (проверять щупом). При необходимости поджать вилку рычага. Пружина регулятора не должна касаться неподвижных деталей.



 
Рис. 22    Регулировка  зазора  в  клапанах:

1 — коромысло; 2 — винт регулировочный; 3 — контргайка винта; 4 — клапан.
Регулировку числа оборотов двигателя разрешается производить только при наличии контрольных приборов, позволяющих определять частоту вращения.
Для промывки регулятора:
- отвернуть гайки крепления крышки регулятора, снять крышку и прокладку;
- слегка наклонить двигатель назад и вынуть толкатели регулятора и шайбу;
- промыть крышку и толкатели в керосине, протереть и смазать маслом;
- собрать регулятор в порядке, обратном разборке.
Если при снятии крышки будут обнаружены следы коррозии на подшипнике, то полностью снять регулятор и промыть его.
При установке регулятора на место совместить метки на шестернях.
Для того, чтобы не сбить заводскую регулировку числа оборотов двигателя, необходимо: перед разборкой регулятора отвернуть гайку 1 (рисунок 9) с левой стороны планки пружины регулятора, не изменяя положения второй гайки, или только снять пружину 12 с рычага регулятора 11, предварительно заметив, в какое отверстие она вставлена. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ   ПУСКОВОГО   МЕХАНИЗМА

Пусковая педаль должна быть хорошо укреплена. Не допускается тряска ее во время работы двигателя.
После пуска двигателя зубчатый сектор пусковой педали немедленно вывести из зацепления с храповой шестерней на коленчатом валу.
Во избежание заклинивания храповой шестерни на коленчатом валу и педали на оси необходимо их периодически смазывать, нанося небольшое количество масла на шейку коленчатого вала и ось педали.
В зимних условиях применять для этой цели незастывающие масла.

 
ВИДЫ  И ПОРЯДОК  ПРОВЕДЕНИЯ  ПЕРИОДИЧЕСКОГО 
ТЕХНИЧЕСКОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ

Своевременное и качественно проводимое техническое обслуживание обеспечивает поддержание двигателя в постоянной технической готовности к работе.
При этом можно своевременно выявить и устранить неисправности в механизмах, предупредить их дальнейшее развитие, а следовательно, предупредить случаи серьезных поломок двигателя.
Техническое обслуживание двигателя по видам и периодичности делится на:
- ежесменное техническое обслуживание (ЕТО), проводимое в начале и конце каждой смены;
- техническое обслуживание №1 (ТО-1), проводимое через 100 часов работы двигателя;
- техническое обслуживание №2 (ТО-2,), проводимое через 200 часов работы двигателя.
Следует иметь в виду, что приведенная периодичность технического обслуживания рекомендуется заводом для средних условий эксплуатации двигателя. При работе двигателя в неблагоприятных условиях – в запыленном или влажном воздухе, при предельно низких и высоких температурах окружающего воздуха — требуется более частое проведение первого и второго технического обслуживания и тщательное ежесменное обслуживание.
Трудоемкость  периодических технических обслуживаний при средних условиях  эксплуатации:  ЕТО-0,1..0,2 чел/час;ТО-1 в летнее время – 1чел/час, в зимнее  1,5…2чел/час;  ТО-2  для двигателей УД-15 -6чел/час,  для  УД-25 -7чел/час.