СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ


Распределительный механизм (рисунок 6) обеспечивает впуск рабочей смеси в цилиндры и выпуск отработанных газов.
Двигатели имеют верхнее расположение клапанов.
Основные детали системы газораспределения: распределительный вал, вращающийся на оси, шестерня распределительного вала, толкатели и штанги толкателей, втулки толкателей, запрессованные в картер, клапаны, пружины клапанов, тарелки и сухарики, валик коромысел, коромысла и головка.
Распределительный вал 2 — стальной, помимо кулачков газораспределения на валу предусмотрен кулачок для привода бензонасоса. Вал имеет подшипники скольжения из бронзовой ленты.
Фазы газораспределения двигателя изображены на диаграмме (рисунок 7).

 
Рис. 6   Система  газораспределения

1 - шестерни распределительного вала; 2 - распределительный вал;  3 - втулка толкателя; 4 - клапан; 5 - штанга; 6 - коромысло; 7 - головка цилиндров; 8 -толкатель

Шестерня 1 (рисунок 6) распределительного вала изготовлена из магниевого сплава и крепится к распределительному валу тремя заклепками.
Толкатели 8 — стальные грибовидные с плоской тарелкой. В стержне имеются сверления для подвода масла к штанге.
Втулки толкателей 3 имеют на наружной цилиндрической поверхности метку, которая при запрессовке должна быть обращена в сторону, противоположную цилиндрам. Отверстия служат для подвода и отвода смазки.




 
Рис. 7   Диаграмма   газораспределения

I – НМТ; II – конец впуска; III – выпуск; IV – сжатие; V – момент зажигания; VI – начало впуска; VII – ВМТ; VIII – конец выпуска; IХ – рабочий ход; Х – впуск; ХI – начало выпуска


Штанги толкателей 5 выполнены пустотелыми. С торцов в штанги впрессованы наконечники. Вторая штанга для УД-15 и четвертая для УД-25 имеют наконечники со сквозными сверлениями, обеспечивающие подачу масла в клапанную коробку.
Впускной клапан отличается от выпускного 4 материалом и большим диаметром тарелки.
Коромысла клапанов 6 изготовлены из легированной стали. На каждом цилиндре устанавливается по одному правому и одному левому коромыслу, которые отличаются наклоном плоскости коромысла к его оси. Длинные плечи коромысел заканчиваются калеными цилиндрическими поверхностями, опирающимися при работе на торцы впускных клапанов и торцы колпачков выпускных клапанов. В бобышку короткого плеча коромысла вворачивается регулировочный винт с контровочной гайкой, служащей для регулировки зазора.
Головка 7 выполнена из алюминиевого сплава с запрессованными седлами и втулками клапанов, крепится к картеру шпильками, проходящими сквозь ребра цилиндра. Клапанная коробка закрывается сверху крышкой.
Головка двигателя УД-25 выполняется общей на оба цилиндра, головка двигателя УД-15 — двухцилиндровой в виде половинного отсека.