КОНСТРУКЦИЯ СТАРТЕРА


Стартер состоит из  корпуса 1, на котором крепятся полюса с катушками возбуждения 2,  крышки со стороны привода 3, крышки  со стороны коллектора 4,  якоря 5 с коллектором торцевого типа 6,  привода 7 и электромагнитного  тягового реле – 8 (рис. 17).
            Привод с шестерней  и роликовой муфтой свободного хода осуществляет зацепление шестерни  стартера с венцом маховика и передает вращение от стартера к двигателю.  Муфта свободного хода предохраняет якорь стартера от «разноса»  при больших оборотах после запуска двигателя , когда шестерня  еще  некоторое  время  находится  в  зацеплении с венцом маховика.
              При  нажатии  пусковой  кнопки  стартера  подается  питание  от  аккумуляторной   батареи на  обмотки  тягового  реле  стартера.  Якорь  реле 9, связанный  через  рычаг  10  с  приводом,  под  действием  электромагнитного  поля    обмоток  втягивается  внутрь  катушки.   При  этом  одновременно  происходит  движение  привода  по  шлицам  вала  и  ввод  шестерни  стартера  в  зацепление  с  венцом  маховика  двигателя.   В  конце  своего  хода  якорь  реле  досылает  шток  11  с  подвижным  контактом  12   до  замыкания  контакта  13,  соединенного  с  аккумуляторной  батареей,  с  контактом  14,  соединенного  с  обмоткой  возбуждения  стартера.   Тем  самым  стартер  подключается  к  аккумуляторной   батарее. После запуска двигателя система блокировки стартера обесточивает цепь питания обмоток тягового реле. При этом якорь реле и шток   под действием возвратных пружин 15 и 16 возвращаются в исходное положение, обесточивая  тем  самым стартер.


Рис.  17   Стартер  в  сборе
1-корпус,  2-полюса,  3-крышка  со  стороны  привода,  4-крышка  со  стороны  коллектора,  5-якорь,  6-коллектор,  7-привод,  8-тяговое  реле,  9-якорь  реле,  10-рычаг,  11-шток,  12-подвижный  контакт,  13-контакт,  14-контакт  обмотки  возбуждения,  15,16-пружины. 

УХОД   ЗА  СТАРТЕРОМ
          1. Через каждые 400 часов работы двигателя проверить состояние крепления проводов тягового реле. Не допускается их загрязнение и ослабление.
          2. Через каждые 1200 часов работы двигателя, при текущем ремонте, а также при наличии замечаний в работе стартера снять стартер для тщательной проверки, ремонта или замены изношенных деталей и узлов. Для чего рекомендуется  направить стартер в специальную мастерскую.
            3. Разборку и ремонт стартера вести в нижеуказанной последовательности:
            а) разобрать стартер, для чего:
- отвернуть гайку крепления проводов – на контактном болте реле и снять провода;
- отвернуть два винта крепления реле к крышке и снять реле;
- извлечь якорь реле с пружиной;
 - отвернуть стяжные болты стартера;
- снять защитный колпак и вынуть из гнезд крышки со стороны коллектора четыре щеточные пружины;
- вынуть из корпуса якорь в сборе с крышкой со стороны привода;
-  расшплинтовать ось рычага и отделить якорь с приводом от крышки;
- снять с пружинного кольца на валу упорную шайбу;
- снять с вала кольцо и упорную шайбу;
- снять с якоря  привод.
            б) Очистить все узлы и детали от пыли и грязи. При этом, во избежание нарушений изоляции токоведущих частей, не промывать якорь и внутреннюю часть корпуса бензином и прочими растворителями.
            в)Проверить состояние коллектора и щеток.  Щетки должны свободно передвигаться  в гнездах  крышки.  При  износе  щеток по высоте до 8….9 мм заменить их  новыми.
            г) Протереть коллектор чистой тряпкой, слегка смочен ной в бензине. При подгаре коллектора зачистить его стеклянной бумагой № 00 или проточить до получения гладкой поверхности. При этом за весь срок службы стартера допускается одноразовая проточка на глубину не более 0,5 мм..
            д)Окунуть в машинное масло привод стартера и провернуть несколько раз шестерню, после чего дать стечь маслу. Смазать машинным маслом шейки и  шлицы  вала,  пальцы  и  ось рычага.
            е) Отпаять  три  провода  от  контактных  болтов крышки  электромагнитного  реле,  отвернуть  стяжные  винты  и  снять  крышку. 
           ж) Зачистить  шкуркой  или  бархатным  напильником  подгоревшие  поверхности  контактов,  чтобы  обеспечить  соприкосновение  поверхностей  по  всей  поверхности.  При  наличии  большого  износа  поверхностей  контактов  их  следует  повернуть  на  180  градусов,  для  чего  ослабить  гайки,  стягивающие  болты.   
           з) Сборку стартера производить в порядке, обратном разборке.
           и)Проверить после сборки стартер на холостом ходу Обороты якоря при этом должны быть не менее 5000 об/мин,  а  потребляемый ток не более 55 ампер.