ПУСК ДВИГАТЕЛЯ



При пуске двигателя необходимо:
- открыть кран бензопровода;
-сделать несколько качков рычажком бензонасоса до наполнения поплавковой камеры карбюратора и произвести запуск согласно пунктам 1 – 3.
1. При запуске холодного двигателя в условиях положительной температуры необходимо:
- прикрыть воздушную заслонку примерно на 1/3 ÷1/2 ее хода (рычажок повернуть в сторону метки «3»);
- прикрыть дроссельную заслонку примерно на ¾ ее хода;
- произвести пуск  электростартером или резким нажимом на педаль.
Время попытки пуска двигателя электростартером не должно превышать 10сек. с перерывом между попытками не менее 1 мин.  Пуск двигателя педалью выполняется в следующей последовательности:
- коленчатый вал двигателя проворачивается педалью на 1-2 оборота, затем он плавно подводится в положение начала сжатия в цилиндре двигателя, которое ощущается по возрастающему сопротивлению проворачиванию;
- затем рычаг педали устанавливается в крайнее верхнее положение, удобное для нажатия ногой, и делается резкое нажатие ногой на педаль, для сообщения коленчатому валу максимально возможной скорости проворачивания.
При неудавшейся попытке пуска она повторяется в той же последовательности.
После пуска двигателя необходимо: 
-  закрепить педаль в исходном положении;
- проверить наличие давления в системе смазки по выходу штифта указателя давления. При отсутствии выхода штифта в течение 10 – 20 с двигатель остановить и выяснить причину отсутствия давления масла;
- поставить ограничитель дроссельной заслонки до упора в сторону метки «О» и проработать вхолостую на регуляторе одну – две минуты;
- после прогрева включить нагрузку;
- при необходимости винтом качества смеси холостого хода карбюратора произвести его подрегулировку, обеспечивающую устойчивую работу двигателя на эксплуатационных нагрузках.
Примечание. Не допускается прогрев и работа двигателя на резонансных оборотах, при которых происходит сильная вибрация двигателя (агрегата) и, возможно переливание топлива через поплавковую камеру (для бензоэлектрических агрегатов АБ-2-М1 и АБ-4-М1 резонансные обороты находятся в пределах 1000 ÷ 1250 об /мин).
2. Произведите запуск теплого или горячего двигателя при слегка или полностью прикрытой воздушной заслонке. Дроссельная заслонка открывается на ¼ – 1/3 ее хода или прикрыта до упора винта минимальных оборотов.
3. В случае запуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха от +5°С до -20°С без пользования подогревающим устройством следует:
а) провернуть коленчатый вал на несколько оборотов при открытой воздушной и дроссельной заслонках;
б) прикрыть воздушную заслонку примерно на 7/8÷3/4 ее хода (рычаг воздушной заслонки не доводить до полностью закрытого положения на 4…8 мм);
в) прикрыть дроссельную заслонку до упора регулировочного винта минимальной частоты вращения ;
г) нажать на утопитель поплавка и сделать несколько качков рычажком бензонасоса до появления топлива на крышке поплавковой камеры и сразу же произвести пуск электростартером или резким нажимом на педаль. После пуска дать двигателя прораработать на минимальной частоте вращения в течение одной — двух минут.
Примечание. Для запуска двигателя при отрицательной температуре вследствие плохой испаряемости топлива требуется переобогащенная смесь, поэтому возможно забрасывание свечей и потеря компрессии из-за промывки поршневых колец и цилиндра скопившимся бензином. Если двигатель долгое время не запускается, необходимо вывернуть и просушить свечи, продуть цилиндры прокруткой коленчатого вала без подачи топлива, залить 5÷10 см3 масла через отверстие под свечи, установить свечи и произвести пуск.
В исключительных случаях, для сокращения времени запуска двигателя при отрицательных  температурах, допускается запуск двигателя без подогрева с предварительным разжижением масла бензином (15% от объема масла в картере),что расширяет нижний предел температуры использования масла примерно на 10°С.
Для этого необходимо:
- на теплом двигателе залить в картер бензин (для УД-15 – 0,25л и для УД-25 – 0,5л);
-запустить двигатель и дать ему проработать в течение двух – трех минут на холостом ходу.
- после стоянки двигателя при указанных отрицательных температурах его подогрев перед запуском не требуется, если масло в картере не менялось.
Порядок пуска двигателя с разжиженным картерным ма­слом соответствует п. 3 а), б), в), г).
4. При отрицательной температуре окружающего воздуха до -50°С необходимо пользоваться любой конструкцией безопасного в эксплуатации подогревающего устройства с теплопроизводительностью не менее 16748 кДж/ч (4000 ккал/ч) .
5. Пуск холодного двигателя с помощью пусковых жидкостей, т. е. пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха без предварительного подогрева может быть осуществлен с помощью освоенных промышленностью специальных пусковых эфирно-содержащих жидкостей («Арктика»), с применением маловязких масел.
При пуске двигателя пусковые жидкости вводятся во всасывающий канал головки цилиндра двигателя за дроссельной заслонкой карбюратора в мелко распыленном виде с помощью пускового приспособления 4ПП-40 или 5ПП-40А(модификация с числом воздушных отверстий в эмульсионном жиклере не менее 6 штук).
Принцип действия приспособления основан на подаче пусковой жидкости с помощью сжатого воздуха, подаваемого ручным поршневым насосом; воздух, проходя смеситель, вытесняет залитую в него пусковую жидкость через подобранные жиклеры. В процессе прохода через жиклеры жидкость смешивается с воздухом, затем проходит через распылитель и распыляется до мелкодисперсного состояния.
При установке пускового приспособления на приводимом агрегате:
а) уплотните место установки распылителя, во избежание подсоса воздуха при работе двигателя;
б) установите смеситель вертикально и, по возможности, ближе к распылителю; уплотнение крышки смесителя должно быть всегда исправным;
в) место установки воздушного насоса и длина воздухоподающей трубки не лимитируются; заборный воздушный клапан насоса должен быть всегда исправным.
При снятии пускового приспособления в теплое время года место под распылитель в головке цилиндров должно быть надежно уплотнено пробкой.
Пусковая жидкость «Арктика» поставляется в алюминиевых ампулах объемом 20 см3.
Способ применения: ампула закладывается в смеситель, при закрывании крышки смесителя прокалывается иглой, и жидкость из ампулы выливается в смеситель.
При отсутствии пусковой жидкости «Арктика» рекомендуется пусковая жидкость следующего упрощенного состава:
1. Диэтиловый (серный) эфир — 40÷60%.
2. Легкокипящий бензин (газовый зимний А-72, Б-70) – 40÷60%.
3. Масло – 2%.
Пусковые жидкости обладают повышенной воспламеняемостью. Поэтому, работая с ними, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.
В случае пуска двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха без предварительного подогрева применяются следующие моторные масла в зависимости от температуры окружающего воздуха:
до -20°C — масло М8В2, М8В1;
до -30оС – масло автомобильное  АСЗп-10;
до -40оС – масло  АСЗп-6;
до -50оС – масло  АСЗп-6 +15% бензина.
До -30°С пуск производится от холодной аккумуляторной батареи
6 СТ-45 (100¸75% зарядки) электростартером или пусковой педалью.
При температуре ниже -30°С, пуск – от теплой аккумуляторной батареи 6 СТ-45 электростартером. 
Для запуска холодного двигателя с  помощью  пускового  приспособления:
- проверьте возможность провертывания коленчатого вала двигателя электростартером, провернув коленчатый вал пусковой педалью;
-  заполните смеситель пусковой жидкостью в количестве 20см3 из специальной емкости или капсулы объемом 20 см3;
-   прикройте дроссельную заслонку до упора регулировочного винта,, а воздушную на 7/8…3/4 её хода;
-  нажмите на утопитель поплавка карбюратора и при помощи рычага ручной подкачки топлива бензонасоса заполните поплавковую камеру карбюратора бензином до появления его на крышке поплавковой камеры;
-   ручным насосом пускового приспособления подкачайте воздух в смесительную камеру (3-4качка) для заполнения системы (смеситель-распылитель) легковоспламеняющейся жидкостью;
-  нажмите на пусковую кнопку стартера двигателя и одновременно подкачайте насосом приспособления легковоспламеняющейся жидкости со средней скоростью качания насоса 40 – 60 качков в минуту. Время включения стартера, т. е. время попытки пуска двигателя — не более 10 секунд;
-  при пуске двигателя выключите стартер, не прекращая подкачки насосом пусковой жидкости до тех пор, пока двигатель не начнет устойчиво работать на основном топливе. Если двигатель не запустился, необходимо сделать еще 2 – 3 попытки пуска, выполняя рекомендации п. п. 4 – 6. Перерывы между попытками пуска должны быть не менее одной минуты.
  Если двигатель после трех-четырех попыток не запустился, необходимо проверить:
- наличие распыления легковоспламеняющейся жидкости;
- наличие искры;
- не залиты ли свечи;
- подачу топлива.
Для проверки наличия распыления легковоспламеняющейся жидкости:
- выверните распылитель из всасывающего коллектора;
- проверьте распыление качками  насосом;
- если нет распыла, необходимо медной проволокой Ø0,5 мм прочистить отверстия распылителя;
- установите распылитель во всасывающий коллектор.
Примечание. Проверка исправности системы зажигания и подачи топлива производится согласно рекомендациям, данным в разделах: «Техническое обслуживание  системы питания» и «Техническое обслуживание системы зажигания». 
6. Пуск двигателя в электроагрегатах типа АБ-2-М1 и АБ-4-М1, оборудованных пусковыми приспособлениями типа 5 ПП-40А, при температуре до  -40оС производится без подогрева, с помощью пусковых жидкостей в соответствии с указаниями данного раздела инструкции по эксплуатации. 
ПРОСЛУШИВАНИЕ   ДВИГАТЕЛЯ 
Прослушивание двигателя во время его работы позволяет определить состояние основных деталей в местах их соединений (посадок). Стук поршня, возникающий при сильно изношенных поршнях в цилиндре, хорошо прослушивается на непрогретом двигателе в левой части  цилиндра.
Стук поршневого пальца, возникающий при большом зазоре между пальцем и шатуном или пальцем и поршнем, прослушивается в верхней части головки цилиндров, причем, при резком увеличении оборотов стук усиливается.
Стук шатуна, возникающий при большом зазоре в шатунном подшипнике, лучше всего прослушивается в верхней части картера в левой части цилиндра.
Шум подшипников качения, возникающий при их износе, прослушивается около мест их установки.
Шум шестерен возникает при увеличенном зазоре в зацеплении.
Стук коромысел клапанов, возникающий при увеличенном зазоре между клапаном и коромыслом, прослушивается в верхней части головки. 
ОСТАНОВКА    ДВИГАТЕЛЯ 
1. Для остановки двигателя прикройте дроссельную заслонку карбюратора и закройте топливный краник.
Примечание. В случае экстренной остановки двигателя допускается глушение только выключением зажигания, для чего нужно нажать на кнопку 11 (рис. 13), (рис. 14. поз. 8) магнето. Однако злоупотреблять этим методом не следует, так как последующий запуск двигателя, вследствие пересоса смеси и забрызгивания контактов свечи, будет затруднен.
2. Если при последующем пуске двигателя придется подогреть масло, его необходимо слить сразу же после остановки.
3. При остановке на продолжительное время двигатель следует законсервировать.